http://www.province-pskov.ru/province/2016/359/4760
Сокровища на грани утраты
Асфальт сворачивает вправо, и под колесами начинает шуршать щебень. Путь еще не близкий, о качестве дороги за очередным поворотом можно только гадать, но наша цель оправдывает средства и заставляет забыть о неудобствах. Чувствуя себя буквально искателями сокровищ, мы направляемся в деревню Мелетово Псковского района, в уникальный, ХV века храм Успения Богородицы, знаменитый своими редчайшими, нигде более не встречающимися фресками.Искусствоведы упоминают их ценность в ряду Мирож-ских и Снятогорских фресок псковского письма, говорят об особенностях художественной и содержательной стилистики, но вот увидеть их воочию гораздо сложнее. Храм, представляющий собой неоценимое сокровище для архитекторов, иконописцев, историков, находится в глубинке района, в месте, по нынешним временам глухом и малолюдном. Примерно раз в неделю сюда добираются экскурсии из Псковского музея-заповедника, да и то - по особому согласованию и договоренности с хранителями и смотрителем.
В минувшем году мелетов-ским фрескам исполнилось 550 лет. И в этой дате почтение к древности спорит с трепетом о настоящей судьбе культурного памятника, который, увы, стремительно ветшает и до следующего круглого юбилея может дойти в гораздо более ослабленном виде, а то и не дойти вообще.
ВПЕРЕД, В ПРОШЛОЕ!
Давным-давно, во времена Псковской вечевой республики Мелётово было центром Мелетовской засады на дороге Псков - Шимск - Новгород, последним крупным населенным пунктом перед новгородской границей. Согласно историческим хроникам, здесь обычно останавливались на постой проезжие купцы и челобитчики, посольства и гонцы, размещались воинские дружины. Жизнь здесь била ключом, и местного, и приезжего люду было очень много. Точная цифра проживающих в Мелетово известна на 1900 год, и она впечатляет - 6093 человека. К сегодняшнему дню в деревне осталось 7 жителей.
Первое летописное упоминание о Мелетово относится ко второй Новгородской летописи под 1342 годом, а об Успенской церкви известно, что построена она в 1461 - 1462 годах по заказу псковского посадника
Я.И. Кротова. Сложное 16-скат-ное покрытие храма ХУ века - единственное в своем роде из сохранившихся сегодня на псковской земле. Строители церкви неизвестны, но есть основания считать, что они же через три года возвели в Пскове церковь Косьмы и Дамиана с Примостья.
Фресковая живопись этого периода также единственная на Псковщине, при том, что и по всей России фресок ХУ века сохранились единицы. На внутреннем храмозданном поясе и в вязи западного портала указано, что храм был расписан фресками по повелению посадников Я. И. Кротова и З. Пучкова в 1465 году. То, что тончайший слой краски более чем на половине поверхностей главного придела сохранился до наших дней, само по себе - чудо, но чудо весьма и весьма хрупкое, можно сказать - на грани исчезновения.
Заведующая отделом хранения памятников монументальной живописи, кандидат исторических наук Таисия Круглова так и говорит о мелетов-ских фресках: «висят на слое». Роспись по сухой штукатурке в технике секко не рассчитана на долговечность, максимально - три слоя краски, местами -один, но тончайшие крупинки исконно псковского письма еще держатся за стены и стараются донести до нас художественные вкусы и традиции малоизученного века. Каждая трещинка на штукатурке грозит украсть часть изображения, трактовки того или иного образа и, возможно, некий ключ к пониманию идеологии всего исторического периода. Необходимость работ по укреплению фресок просто вопиет о срочности! Финансирование на эти работы с 2011-го методично, из года в год испрашивается в Министерстве культуры РФ, но не попадает в плановые федеральные программы, и вот сегодня Мелето-во требует уже не плановых, но срочных аварийно-восстановительных работ или грозит уйти в небытие.
Не сохранилось фресок в пристроенном к храму в XVI веке приделе в честь Святителя и Чудотворца Николая, ни в колокольне XVIII века на пять колоколов. Остались воспоминания о том, что большой колокол весил 62 пуда и об имевшихся на колоколах надписях. История востребованности и расцвета храма Успения Богородицы заканчивается в 1913 году, когда рядом была построена большая, соответственно многочисленному приходу церковь Троицы Живоначальной, а старый храм был закрыт для людей.
В военные годы церковь использовалась в качестве склада и хлебопекарни. В 1949-м были проведены первые работы по консервации храма, а в 1959 году - разработан проект его реставрации в формах ХV-ХVI вв. (из-за чего исчезла и колокольня), открыты в процессе натурных исследований уникальные архитектурные особенности храма, в 1961 году завершена реставрация. Четверик получил 32-скатное покрытие, у придела был разобран поздний притвор, сооружена главка на тонкой шее. Растесанные оконные проемы сделаны в формах ХУ в., а церковь была оштукатурена и побелена...
УНИКАЛЬНЫЕ СЮЖЕТЫ
Говоря о стилистике изображений и особенностях псковской живописной школы представленного времени, Таисия Круглова отмечает еще одну уникальную черту Успенского храма: разная техника исполнения стилистически сформировавшихся и характерных для своего времени изображений позволяет специалистам говорить о том, что храм расписывали несколько (по специфике исполнения изображений - возможно, до десяти) человек - иконописцев и мастеров иллюстрации рукописных книг. Уловить особенности их стилей и расшифровать иконографию возможно лишь при максимуме сохранности изображений.
И это важно не только для общероссийской культуры вообще, но и для понимания самобытности псковской земли: есть основания полагать, что псковская фресковая живопись славилась даже за пределами России, и мастера, внесшие в догматическую иконографию вклад, сопоставимый с рублевской «Троицей», были востребованы и в православной Европе.
Еще одна особенность, возводящая мелетовские фрески в категорию бесценных сокровищ христианства, состоит в удивительной и редкой иконографической программе храма. Таисия Круглова выделяет несколько получивших развитие ключевых тем - таких, как евхаристическая жертва Христа, поминальная тематика, тема Богородицы. При этом много фресок с редчайшими сюжетами. Есть вообще уникальные, такие как «Птица-неясыть», «Уверение Фомы», «Ант - Скоморох» («Гаиан -комедиант»).
Насмешник гудошник Ант в песнях хулил Богородицу, за что у него отсохли руки и ноги, а далее, уже по покаянию и вере своей, исцелен самой Богородицей. Присутствие сюжета в храме означает, что «Синайский патерик» или «Луг духовный» Иоанна Мос-ха (VII в.) был широко известен и признаваем во времена росписи, а его своеобразная трактовка - с явлением Богородицы и полученным от нее даром священных мелодий, в резонансе с расположенным рядом и также имеющим содержательные особенности «Покровом» - включает песни одумавшегося скоромороха в разряд богослужебных гимнов, что подтверждает и поза Анта, напоминающая привычные изображения псалмопевца-царя Давида.
В ряду уникальных, редких иконографических сюжетов, представленных в Мелетово - прозрение пресвитера Евстафия, жертвоприношение Василия Великого, Гала милостивая и апостол Петр, Мария Египетская, Иисус Христос, несущий благоразумного разбойника в рай на своих руках, и «Неопалимая купина» в сочетании с ветхозаветным чудом посохов Моисея. Вообще, судя по мелетовской живописи, тема воплощения в Богородице и Иисусе Христе ветхозаветных пророчеств была, судя по фрескам, весьма популярна в то время, ее трактовке посвящено много сюжетов. В паспорте 70-х их всего 99.
ПСКОВСКИЙ СТИЛЬ
В составе нашей небольшой экспедиции к фрескам была живописец с теологическим образованием Оксана Михайлова. Ее диплом был посвящен особенностям псковского иконописного письма и она с восхищением узнавала эти штрихи во фресках, рассказывала, как ложилась кисть автора. По крепким лесам мы забирались под самый купол и рассматривали сохранившиеся фрагменты, стараясь узнать сюжеты, наполняясь восторгом и каким-то внутренним светом, благодатью. Доступ к подобным святыням — как погружение в историю, объединение с мудростью и наставлениями, выверенными историей.
Уникальность псковской иконографии, особенности письма местных художников не до конца изучены учеными, и мелетовские фрески при условии их сохранности и прочтения обещают неоценимый материал в исследовании вопроса. Тот факт, что здесь работала целая артель мастеров, причем, по всей видимости, не только мастера фресковой живописи, но и художники книжной миниатюры, и икон-ники, со своей технологической спецификой, обещает целый ряд откровений в художественном и стилистическом плане. «Памятник очень сложный, требует сохранности и изучения, мы вправе ожидать большого открытия», - суммирует надежды многих ученых Таисия Круглова.
К общим особенностям стиля относятся богатые, местами - объемные, белильные жемчуга на одеждах святых, удивительно тонкая, тщательная прорисовка ликов, богатый, изыскано декор на одеждах, откосах окон, «полотенцах». Несмотря на то, что стилистического единства нет, срез времени, манера популярного письма угадываются, и в них читается и наследие Феофана Грека. Аскетизм и суровость бесстрастных ликов, тем не менее, выражают эмоции, и эта тонкая грань, характерная именно для псковской иконы и не повторяющаяся у параллельных по времени и очень близких по стилистике, но более простых в проработке новгородских авторов - тоже предмет исконной гордости за мастерство псковских иконописцев.
Словом, во всех смыслах сокровище мелетовской фрески невосполнимо и нуждается в срочном сохранении, раскрытии и реставрации. В срочном, аварийном. Работы сложные, кропотливые и сумма нужна приличная, сейчас даже оценить невозможно — 5 или 50 миллионов, но... Надо! Надо бить во все существующие и виртуальные колокола, чтобы мелетовская боль и надежда были услышаны.
Ася ЗАМАРАЕВА.
province@pskovline.ru