old_pskov_today (old_pskov_today) wrote,
old_pskov_today
old_pskov_today

«Кремли России» в Пскове

«Кремли России» в Пскове
16.01.2007 17:40 ПЛН, Псков

В декабре прошлого года в Москве работала Всероссийская художественная выставка «Кремли России», представлявшая 23 города нашей страны. В их числе был и наш город, точнее Псковский кремль, запечатленный в картине известного зрителям автора, Заслуженного художника России Виктора Лысюка.

Из резиденции Президента России выставка «Кремли России» перемещена в Псков, в здание Приказной палаты, где все желающие имеют возможность увидеть «ожерелье всея Руси». Помимо Пскова,  здесь представлены Нижний Новгород, Волоколамск, Астрахань, Рязань, Можайск, Ростов, Серпухов, Суздаль, Казань, Тобольск.

В состав выставки вошли, главным образом, живописные полотна в самых разных стилистических вариантах, хотя зритель найдет здесь также графику, гобелены и даже вышивку.

Большинство живописцев стремились создать крупные композиции обобщающего характера, вмещающие значительное пространство и, вместе с тем, достаточно точно фиксирующие особенности древней архитектуры своего города. Каждый автор делает это на свой лад: то с по-детски простодушной старательностью (В.С. Гришин «Волоколамский кремль»), то демонстрируя блестящую живописную технику, как, например, А.И. Петров, написавший белокаменные, искусно украшенные храмы  Астраханского кремля на фоне неба кустодиевской голубизны…

Художнику из Нижнего Новгорода Д.П. Кормилицыну удалось не просто запечатлеть формы стен и башен, основанного при Иване III кремля, но и передать гармоническое слияние природы и архитектуры, памятников древней истории и современной городской застройки.

Живописцы из Ростова и Суздаля, любуясь формами древних зданий и затейливых куполов, создали в своих полотнах атмосферу ликующего праздника. В полотнах Д.Г. Пака «Ростовский кремль» и В.Г. Кокурина «Суздаль. Весна идет» перед нами поистине живая древняя Русь, щедро дарящая своим потомкам неиссякаемый заряд оптимизма. Если последний из названных авторов в поисках средств выразительности использует традиции народного лубка, то можайский художник В.В. Баснев стилизует свою картину под икону Николая Чудотворца, перерабатывая каноническую композицию на современный лад.

В отличии от большинства работ, подготовленных специально к выставке, картина художника Токарева написана достаточно давно - в 1958 г., а изображение Тобольского кремля автор использует,  скорее, как фон, на котором разворачивается увлекательная жанровая историческая сцена: на торговой площади, расположенной вблизи кремля, толпятся горожане, купцы, крестьяне, представители разных народностей, в том числе и северных. В изображении огромной толпы, разнообразии представленных типажей, одежд, всевозможных товаров чувствуется основательное изучение истории, опора на традиции русской исторической живописи конца XIX века.

Совсем в другом, гораздо более «облегченном» ключе, решает свой полиптих художник из Сызрани Э.В. Харитонов. Все четыре холста, напоминающие увеличенные рождественские и пасхальные открытки, изображает по-разному  декорированную орнаментами и цветами каменную башню Сызранского кремля - единственную из сохранившихся  до наших дней.

В каждом городе России, имеющем свой кремль, его архитектурные элементы, степень сохранности построек различна. Однако, всегда и везде кремль размещали в неприступном месте, на холме, у излучены рек, всегда он был  и  остается  доминантой и сердцем города.

Не является исключением и Псковский кремль в работе Виктора Лысюка. Художник решает ее в традициях русской реалистической  живописи. Формы архитектуры Псковского кремля безупречны с точки зрения иллюзорной точности, однако, творческая воля художника ощутима в тщательном подборе из всех возможных  вариантов такой точки зрения, при которой взгляд зрителя постепенно вовлекается вглубь композиции, а Троицкий собор, сохраняя величие своего облика, словно бы «держит» собой весь город. Удачно выбранное зимнее освещение сглаживает некоторый суховатый геометризм архитектуры. Не останутся незамеченными зрителем и лучи, пробивающиеся сквозь облако левее собора - напоминание легенды об основании Дома св. Троицы легендарной княгиней Ольгой. Работа псковского автора, несомненно, может быть причислена к числу наиболее значительных на данной выставке. Сама же выставка представляется нам событием не столько художественного, сколько общественно-политического значения: она дает повод задуматься о том, что памятники прошлых эпох могут и должны участвовать в современной жизни, о том, что это не только редкие архитектурные объекты, но и места концентрации огромной духовной энергии, достойные внимания всего мира.

Наталия Салтан, научный сотрудник Псковского государственного объединенного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, искусствовед

Источник: http://pln-pskov.ru/culture/37276.html
Tags: выставка Кремли России
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments