Для тех, кто пропустил, рассказ о первом дне.
На второй день июльского пребывания во Пскове у нас с Алексеем была запланирована обширная программа. В том числе мы посетили совершенно необыкновенный Мирожский монастырь.

А если быть точнее, то его главный собор. Справедливости ради, сразу отмечу, что уже около 150 лет собор не действует и является в первую очередь выдающимся памятником архитектуры и живописи 12-го века.

На самом деле, мы пришли туда просто "поглазеть" и я даже не брал фотоаппарат, поэтому в отчёте представлены фотографии, сделанные Алексеем, а также два фото (не подписанные) пришлось позаимствовать на просторах интернета.
Однако, когда уже мы вошли внутрь (кстати, пускают в собор крайне редко, что связано с климатическими особенностями - внутри должен быть постоянный климат - так что нам повезло), чуть позже туда же вошла экскурсионная группа с совершенно очаровательной и внешне, и профессионально девушкой-экскурсоводом (её фото нет, увы).
Фреска над входом в собор.

Очаровательным и очень приятным голосом она поведала о соборе несколько интересностей, которыми я и хочу поделиться.
Основан собор был в 1140-х годах, а уже в 1150-х годах его приехали расписывать фресками византийские мастера.
Если честно, не помню какими именно камнями они это делали, но суть в том, что это были не в чистом виде краски, а какие-то известняковые способы, при помощи которых изображение наносилось как бы под верхний слой поверхности стены.
Благодаря этому, многие фрагменты 12-го века сохранились до наших дней.
К сожалению, в средние века церковные деятели не раз порывались восстановить графическую целостность рисунков, поэтому значительная часть исходных фресок скрыта под более поздними (и более яркими слоями), которые в настоящее время аккуратно удаляют мастера своего дела, потихоньку открывая всё больше фрагментов именно 12-го века.
Вот участок, целиком представляющий изначальную живопись:

Он же, немного крупнее:

Вообще, как сказали девушка-экскурсовод, даже если бы в соборе сохранилась бы только одна эта стенка с этой фреской, это уже был бы памятник мирового искусства. В России таких больше нет, да и во всём мире огромная редкость.
Однако это не единственное достоинство собора. Во-первых, практически все архитектурные решения оставлены такими, как они были восемь столетий назад. Кстати, очень интересно наблюдать, что в других псковских церквях и соборах эти архитектурные решения копировались - например специальные стеночки для колоколов. Нигде в других местах такого не встречал.
Также в соборе совершенно уникальная графическая композиция, кратко и очень наглядно демонстрирующая основные события из библии. Очевидно, что в древности люди не вполне умели читать и писать (летописи, конечно, велись, но ведь мы ведём речь о 1100-х годах!), поэтому намного проще было посвящать население в историю веры посредством рисунков.
Отмечу, что композиция сохранилась совершенно уникальным образом и даже сегодня, при некотором желании, вполне можно всё понять, даже не обладая специальными познаниями. Нет, я не имею ввиду каждую фреску в отдельности, я имею ввиду именно повествование, переходящее от одной фрески к другой.
Ещё несколько фотографий.



Ну и напоследок, нельзя не упомянуть о чуде, связанном с собором. Во время второй мировой войны, а во Пскове было много сражений, в окно собора слетел боеспособный немецкий снаряд. Он врезался в стену... Но не взорвался. Совершенно удивительное ощущение можно испытать, когда смотришь на метровой ширины дыру в стене от этого снаряда.
Обязательно покажу фотографию, если удастся найти.
Те, кто заинтересовался, могут немного почитать по теме в Википедии, а я скоро подготовлю и покажу фотографии из Печорского мужского монастыря, в который мы съездили на третий день пребывания во Пскове.
Postscriptum.
У что-то не очень с копирайтами получается, приношу извинения тем, кто их не любит, никак не могу подобрать нормальный размер для подписи.
На второй день июльского пребывания во Пскове у нас с Алексеем была запланирована обширная программа. В том числе мы посетили совершенно необыкновенный Мирожский монастырь.
А если быть точнее, то его главный собор. Справедливости ради, сразу отмечу, что уже около 150 лет собор не действует и является в первую очередь выдающимся памятником архитектуры и живописи 12-го века.
На самом деле, мы пришли туда просто "поглазеть" и я даже не брал фотоаппарат, поэтому в отчёте представлены фотографии, сделанные Алексеем, а также два фото (не подписанные) пришлось позаимствовать на просторах интернета.
Однако, когда уже мы вошли внутрь (кстати, пускают в собор крайне редко, что связано с климатическими особенностями - внутри должен быть постоянный климат - так что нам повезло), чуть позже туда же вошла экскурсионная группа с совершенно очаровательной и внешне, и профессионально девушкой-экскурсоводом (её фото нет, увы).
Фреска над входом в собор.
Очаровательным и очень приятным голосом она поведала о соборе несколько интересностей, которыми я и хочу поделиться.
Основан собор был в 1140-х годах, а уже в 1150-х годах его приехали расписывать фресками византийские мастера.
Если честно, не помню какими именно камнями они это делали, но суть в том, что это были не в чистом виде краски, а какие-то известняковые способы, при помощи которых изображение наносилось как бы под верхний слой поверхности стены.
Благодаря этому, многие фрагменты 12-го века сохранились до наших дней.
К сожалению, в средние века церковные деятели не раз порывались восстановить графическую целостность рисунков, поэтому значительная часть исходных фресок скрыта под более поздними (и более яркими слоями), которые в настоящее время аккуратно удаляют мастера своего дела, потихоньку открывая всё больше фрагментов именно 12-го века.
Вот участок, целиком представляющий изначальную живопись:
Он же, немного крупнее:
Вообще, как сказали девушка-экскурсовод, даже если бы в соборе сохранилась бы только одна эта стенка с этой фреской, это уже был бы памятник мирового искусства. В России таких больше нет, да и во всём мире огромная редкость.
Однако это не единственное достоинство собора. Во-первых, практически все архитектурные решения оставлены такими, как они были восемь столетий назад. Кстати, очень интересно наблюдать, что в других псковских церквях и соборах эти архитектурные решения копировались - например специальные стеночки для колоколов. Нигде в других местах такого не встречал.
Также в соборе совершенно уникальная графическая композиция, кратко и очень наглядно демонстрирующая основные события из библии. Очевидно, что в древности люди не вполне умели читать и писать (летописи, конечно, велись, но ведь мы ведём речь о 1100-х годах!), поэтому намного проще было посвящать население в историю веры посредством рисунков.
Отмечу, что композиция сохранилась совершенно уникальным образом и даже сегодня, при некотором желании, вполне можно всё понять, даже не обладая специальными познаниями. Нет, я не имею ввиду каждую фреску в отдельности, я имею ввиду именно повествование, переходящее от одной фрески к другой.
Ещё несколько фотографий.
Ну и напоследок, нельзя не упомянуть о чуде, связанном с собором. Во время второй мировой войны, а во Пскове было много сражений, в окно собора слетел боеспособный немецкий снаряд. Он врезался в стену... Но не взорвался. Совершенно удивительное ощущение можно испытать, когда смотришь на метровой ширины дыру в стене от этого снаряда.
Обязательно покажу фотографию, если удастся найти.
Те, кто заинтересовался, могут немного почитать по теме в Википедии, а я скоро подготовлю и покажу фотографии из Печорского мужского монастыря, в который мы съездили на третий день пребывания во Пскове.
Postscriptum.
У что-то не очень с копирайтами получается, приношу извинения тем, кто их не любит, никак не могу подобрать нормальный размер для подписи.