old_pskov_today (old_pskov_today) wrote,
old_pskov_today
old_pskov_today

Categories:

Таисия Круглова: Подвергать опасностям национальное достояние недопустимо

Таисия Круглова: Подвергать опасностям национальное достояние недопустимо
01.08.2005 16:10 ПЛН, Псков

В День города Пскова стотысячная толпа зрителей уже по привычке собралась на набережной реки Великой с тем, чтобы лицезреть в очередной раз традиционное мероприятие – военно-театрализованное представление «Переправа». Но в этом году форсирования реки не было. Его отменили приказом главного командования ВДВ Российской Федерации, так как оно проходит в непосредственной близости от историко-архитектурного памятника 12 века. Спасо-Мирожский монастырь известен во всем мире своим фресковым ансамблем, единственным наиболее сохранившемся во всем православном мире. Ради чего псковичам и гостям города пришлось отказаться от минутного удовольствия наблюдать за военно-театрализованным действом, мы обратились с вопросом к заведующей отделом Псковского музея-заповедника «Мирожский комплекс» Таисии Кругловой.

- Таисия Викторовна, известно, что Спасо-Преображенский Собор Мирожского монастыря является ценным памятником архитектуры 12 века, в чем его уникальность?

- Спасо-Преображенский Собор – один из древнейших сохранившихся до нашего времени памятников в Пскове. Время его строительства – вторая четверть 12 века. Собор был построен по заказу новгородского архиепископа Нифонта новгородскими мастерами в традиционной для их строительства смешанной технике. По заказу Нифонта Собор был расписан фресковой живописью. Для росписи храма была приглашена греческая артель, которая работала здесь не менее двух строительных сезонов.

На сегодняшний день сохранилось более 80% первоначальной живописи. По объему сохранившихся фресок - это уникальный памятник, и он единственный в России среди сохранившихся построек 12 века. Кроме того, от второй четверти 12 века не сохранилось ни одного памятника на территории бывшей Византийской империи. Мирожский собор – это единственный полный памятник византийского искусства второй четверти 12 века.


- Насколько индивидуальны фрески с точки зрения их художественного воплощения и сюжетной композиции?

- Заказчиком выступал Новгородский архиепископ Нифонт. Именно им была определена иконографическая программа. Сейчас она прекрасно читается и расшифровывается. Собор был адресован жителям города, основное назначение фресок – просвещение христиан. Так как храм посвящен одному из праздников христианского года – Преображению господня, то фигура Спасителя в иконографической программе занимает ведущее место. Повествовательность является особенностью композиционного построения. На стенах Собора живопись располагается по вертикальным регистрам. Изобразительные сцены повествуют о земной жизни Иисуса Христа, о его страстях. Рассказ делится на несколько тематических циклов. Самым главным является праздничный цикл, где представлены ведущие праздники христианского церковного года.

- Вы говорите о 80% сохранившейся живописи, известно ли, что было изображено на утраченных 20%?

- У Собора была очень сложная судьба. Он пережил много войн, нашествий противника, что сказалось на общем состоянии фресковой живописи. Но самое болезненное для Собора – это периодические паводки. Вода затапливала не только соборную часть монастыря, но и сам Собор. Высота воды иногда доходила до пяти метров высоты от уровня древнего пола. Поэтому нижние части фресок сохранились плохо. В этих частях живописный слой деформировался, утончился и осыпался. Поэтому нижние части фресок можно реконструировать по отдельным сохранившимся фрагментам. К сожалению, восстановить 100% фресок невозможно. Утраты невосполнимы.

В конце 16 - начале 17 века (точное время неизвестно) фрески целиком были забелены. Состояние живописи в этот период было удручающим – от сырости и копоти живопись потемнела, стены стали грязными, изображения не читались. Для того чтобы привести в порядок интерьер Собора, фрески были покрыты слоем штукатурки. Это к счастью, потому что иногда в древних храмах старая живопись сбивалась, стены заново штукатурили и расписывали. Спасо-Преображенский собор избежал этой участи. Со временем о существовании фресок забыли.

Фрески были обнаружены в середине 19 века во время ремонта. Начался первый реставрационный этап, когда была снята побелка и разобраны полы 16-го века. Эту работу проводил академик Императорской Академии художеств Владимир Суслов. По решению церковных властей, после того как была снята штукатурка, роспись собора была поновлена: открытый слой фресок был покрыт новым слоем клеевой живописи. Работы проводила артель богомазов Николая Сафонова. Поновление привело к утрате живописи на аварийных участках. В тех местах, где живопись вспучивалась, шелушилась, прежде чем наносить слой клеевой живописи, проводилась жесткая очистка стен. В результате поновления начала 20 века значительная часть фресковой живописи, особенно в жертвеннике, дьяконике, в нижних частях храма была утрачена. Это было вторым важным вмешательством в состояние стенной росписи. В записанном виде собор встретил 20 столетие.

Кроме того, в 19 веке в Соборе устроены бетонные полы, сделана бетонная обмазка нижних частей стен, которая также привела к утрате живописи. Этот бетонный пол и бетонная обмазка стен сейчас влияют на температурно-влажностный режим в Соборе. Бетон, в отличие от штукатурки и известняковой плиты, не пропускает воздух. Влага скапливается, образуя конденсат.

-С какой периодичностью ведутся реставрационные работы в монастыре?

- В 20-е годы была предпринята первая попытка снять клеевое поновление, но работы были приостановлены. Во время Великой Отечественной войны город был оккупирован, при освободительных боях собор был потревожен: сгорела глава, внутри, в западную стену, попал осколок снаряда. От удара снаряда в стене образовалась выбоина. Парное изображение Св. Георгия Победоносца и Св. царицы Александры полностью было утрачено.

С 1969 по 1984 год здесь работала бригада московских реставраторов Дмитрия Брягина. Целью работы было укрепление штукатурного слоя, снятие клеевого поновления. В некоторых местах штукатурка отставала от кладки и могла в любой момент осыпаться. Клеевая живопись полностью скрывала древнюю роспись. Реставрация завершилась к 1984 году. Но, как показывает практика нынешней реставрации, клеевая живопись все же оставалась, особенно на фонах, поземе. В ходе реставрации расчищались самые главные части композиций – лики, одежды.

Сейчас у нас идет новый этап реставрации. Он вызван как раз тем, что в некоторых местах сохранившееся поновление осыпается и ведет к утрате живописи 12 века. Реставрационные работы начались в начале 90-х годов и ведутся бригадой «Росреставрации» под руководством Владимира Сарабьянова до сих пор. На данный момент реставрирована одна четвертая часть фресок.

Реставрация фресок - это не поновление, не восстановление утраченного, а консервация того, что сохранилось, дошло до нашего времени. Главная задача реставраторов – снятие клеевого поновления и укрепление красочного слоя 12 века. Эти работы способствуют тому, что прекращаются осыпи, утраты и фресковая живопись сохраняется в оригинале. Утраты живописи сведены к нулю. Сотрудники музея-заповедника поддерживают в соборе жесткий температурно-влажностный режим, оптимальный для сохранения живописи. Жители города и его гости прекрасно знают, что в дождь собор для посещения закрыт. Влажность способствует развитию микробиологии, приводит к утрате живописи.

- Насколько серьезно на состоянии храма может сказаться проведение таких массовых мероприятий с участием тяжелой техники, как форсирование?

- Мы можем поддерживать внутри собора идеальный режим. Но памятник не изолирован от окружающей среды. В 19 веке академик Владимир Суслов в своих отчетах писал, что у Собора очень ветхие фундаменты, которые разваливаются от удара лопат. Потом пол собора был залит бетоном. Сейчас Собор в некоторых местах практически держится навесу. Более точно сказать о современном состоянии фундамента мы не можем - мешают бетонные полы. Фундамент может быть настолько ветхим, что собор может повести, если мы уберем полы. Поэтому по территории монастыря запрещен проезд автотранспорта, даже легкового.

Но у нас есть две проблемы. Это форсирование, которое бывает ежегодно, да еще с репетициями. Использование тяжелой техники способствует тому, что стены древнего сотрясаются. От взрывной волны у нас трескается и осыпается отмостка вокруг Собора. Она сейчас уже практически вся в трещинах. Трещины в бетонных полах пока не живые, но они в любой момент могут прийти в движение. Наблюдаются осыпи живописного слоя.

Еще одна проблема – наша военная авиация. Самолеты нередко делают разворот над Собором. Мы писали командующему несколько лет тому назад с просьбой о том, чтобы эти полеты проводились как можно дальше от Собора. На какое-то время полеты над собором прекратились. Сейчас они возобновились.

Я считаю вопиющим фактом устраивать вокруг такого уникального памятника театрализованное действо. Надо искать другие места для подобных мероприятий, а не проводить их в непосредственной близости от уникального памятника. Этим наносится ущерб культурному наследию. Просто недопустимо подвергать опасностям национальное достояние.

- Какие работы по реставрации еще необходимо провести в монастыре?

- Сейчас ведется реставрация живописи, пока она не закончится, мы не будем приступать к другим проектам. В перспективе обязательно стоит решение следующих проблем: разборка бетонных полов, уборка земли от нижних частей стен собора, строительство новой отмостки. Старая отмостка с вентиляционными каналами построена была в 1912 году. Я не могу определить сроки предстоящих работ. Но думаю, что следующие 10 лет будет продолжаться реставрациония живописи. Это для нас сейчас самое главное.

На следующий год мы будем отмечать 850 лет первого упоминания в письменных источниках Спасо-Преображенского собора. Хотелось бы, чтобы весь год прошел под знаком этого события.

Беседовала Анна Насыбулина



Источник: http://pln-pskov.ru/arhiv/24199.html
Tags: Мирожский монастырь, Псковский музей-заповедник, проблема, реликвии, форсирование Великой, фрески
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments