old_pskov_today (old_pskov_today) wrote,
old_pskov_today
old_pskov_today

Categories:

Главные архитекторы Пскова рассказывают...

Газета «Псковский калейдоскоп» №50 22.12.04
Виктория Павлова


Зодчие ХХ века


Архитектор - это не просто специалист по проектированию и строительству зданий и сооружений. Это творец. А судьба творца - оставлять след в истории. Какой след оставили после себя те, чья должность торжественно именуется как «главный архитектор города Пскова», а будни часто заполнены не творческой, а административной работой? Как строился и развивался наш город после Великой Отечественной войны? Обсуждению этих вопросов была посвящена встреча в Управлении строительства и архитектуры города Пскова по случаю празднования 60-летия со дня образования Управления, которое состоится 24 декабря. Разговор состоялся в кабинете главного архитектора города Пскова Станислава Юльевича Битного. Кроме хозяина кабинета: в беседе принимал участие один из его предшественников - Борис Дмитриевич Пославский, бывший главным архитектором города Пскова в 1984-1988 годах.

НЕМНОГО ИСТОРИИ
29 сентября 1943 года вышло постановление Совнаркома «Об образовании Комитета по делам Архитектуры при Совнаркоме СССР». Необходимо было восстанавливать освобожденные города, и государство решило взять на себя руководство этим процессом. Был подготовлен особый список старинных русских городов, наиболее пострадавших от фашистской оккупации и подлежащих приоритетному восстановлению. Таких городов было 15, и Псков - в их числе. Постановлением были установлены должности главных архитекторов этих городов, находящиеся в ведении Комитета по делам архитектуры при Совнаркоме СССР. А 28 ноября 1944 года исполком Псковского областного Совета депутатов трудящихся принимает решение об образовании при облисполкоме Отдела по делам архитектуры, а при горисполкоме - отдела Главного архитектора города.
На момент создания штат отдела Главного архитектора города составлял 10 человек, на 5 сентября 1945 года - 18.
Начальником отдела был утвержден Петр Николаевич Твардовский. До Великой Отечественной он работал в Ленинграде, а в годы войны участвовал в восстановлении Воронежа и пригородов Ленинграда, в том числе дворцов в Пушкине и Павловске, Освобожденный Псков представлял собой дымящиеся руины. В июле 1944 года в городе уцелело от разрушений всего 83 дома. «Свою работу в г.Пскове я начал буквально с пустого места..,- писал П.Н, Твардовский секретарю псковского обкома Л.М. Антюфееву - Мне удалось за это время во многом упорядочить застройку города, хорошо изучить каждый клочок его земли, спасти город от захламления его самовольной застройкой...».
Рассказывает С.Ю. Битный:
- Петр Николаевич проработал в Пскове до 1947 года. После этого руководители сначала отдела, а позже управления менялись 17 раз. В период с 1952 по 1954 год главный архитектор области был одновременно главным архитектором города. А в 1955 году произошло слияние отдела Главного архитектора города и Управления по делам архитектуры области. Стала одна организация. По всей видимости, при областном отделе существовал и отдел городского архитектора. В 1970 году по инициативе Виталия Алексеевича Шеренкова (главного архитектора Пскова с 1963 по 1972 годы) и по инициативе горисполкома у нас произошло разделение и был восстановлен отдел по делам строительства и архитектуры исполкома городского Совета депутатов трудящихся. В 2001 году произошла реорганизация. Создано Управление строительства и архитектуры города. Начальник - Носов Юрий Геннадьевич, главный архитектор - Битный Станислав Юльевич.

АРХИТЕКТОР-РАБОТА ОПАСНАЯ
Пожалуй, у каждого из наших главных архитекторов были свои трудности и проблемы в работе, многим они стоили здоровья, а порой и жизни. Но обо всем по порядку.
Чтобы скорее восстановить разрушенное войной, правительством было разрешено сократить объемы проектных материалов, ограничиваясь составлением упрощенной технической документации. Строительные кадры были слабо подготовлены, не хватало необходимых материалов. В результате качество жилья было очень низким. В статье, посвященной восстановлению Пскова в 1944-55 годах, Жанна Аракчеева приводит примеры, что печи в некоторых домах были сложены из обычного кирпича вместо огнеупорного, ванные комнаты спроектированы с выходом из спальни, междуэтажные перекрытия вибрировали и т.д. Естественно, во всем всегда упрекали главного архитектора.
Другая проблема - административное давление - от местного обкома партии до руководителей союзного ранга. В 1946 году был утвержден первый послевоенный генеральный план города. Разрабатывал его институт «Ленгипрогор», руководил разработкой известный архитектор Николай Варфоломеевич Баранов, будущий председатель Госстроя СССР. По этому плану был предусмотрен вынос за пределы города шпагатной фабрики. Однако этого сделано не было.
Из статьи Ж.Аракчеевой:
«В 1947 году в работе Управления главного архитектора комиссией и ревизорами были выявлены ... отступления в ходе строительства от генерального плана города. Твардовский аргументирование отверг обвинения в свой адрес:
«...Разрешение по восстановлению фабрики «Шпагат» и завода «Металлист» было дано самим т. Косыгиным... Что мог сделать после этого главный архитектор...»
Трагичной оказалось судьба Алексея Афанасьевича Ларкина, главного архитектора города Пскова в период с 1954 по 1958 год.

Рассказывает Б.Д. Пославский:
- У нас жива память о большом специалисте Алексее Афанасьевиче Ларкине. При главном архитекторе города существовала проектная мастерская, С 1946 года ом был главным архитектором этой мастерской.
В бытность Ларкина главным архитектором Пскова был построен кинотеатр «Октябрь». А главный архитектор города всегда руководит всеми процессами, с него все спрашивается. Ларкин был категорически против. Но было решение партийных органов, была политическая акция. Потом была масса недовольных, стала поступать критика. В конце концов, все проблемы, всю вину повесили на него, и у человека не выдержало сердце. Это было в 1958 году
История повторилась и со следующим главным архитектором Б.В. Клиневским. Это было время хрущевской оттепели, был и активный рост города. Шла паспортизация. Население из колхозов стало убывать в город, росли промышленные предприятия. Псков-то до войны был в пределах окольного города и Октябрьского проспекта. А после началось строительство заводов: АТС, АДС, «Псковмаша» в центральной части города. Клиневский был против. В 1946 году утверждали генеральный план города Пскова, в котором этих промышленных площадок не было. Главный архитектор противился, но как он мог, если председатель Совета министров Косыгин сказал: «Быть по сему».
Генплан есть генплан. Это руководство к действию для всех архитекторов, но все равно какие-то решения принимаются иногда в противоречие генеральному плану. А специалистов особенно не спрашивают. У Кпиневского инсульт был дважды. Мухортов в сорок лет получил два инфаркта. (В.В. Мухортов был главным архитектором Пскова с 1977 по 1984 годы - В.П.).
Власть давила на ситуацию. Вспоминаю конец 70-х годов, когда начиналось активное строительство на Запсковье: 11-й микрорайон, 12-й, 13-й, Сиреневый бульвар, улица Текстильная. Все это было связано со строительством магистрали улицы Инженерной, с привлечением рабочей силы. Эти микрорайоны строились для ТЭСО, завода зубчатых колес - северо-восточного промузла. И на чем погорели? Первое. На земле, очень насыщенной водой. На улице Звездной водопровод и канализацию укладывали в плавун. Вторая непредвиденная ситуация сложилась уже где-то в 80-х годах. Хотя завод ТЭСО работал, и хорошо работал на газовую промышленность, и шли деньги, при посадке северо-восточной промплощадки там было запланировано строительство крупного водовода, который снабжал бы всю территорию Запсковья. Когда финансирования на эту инфраструктуру не стало, реализация проекта зашла в тупик. И тогда, в 80-е годы, схватились за голову, где же строить? На Рижском проспекте? Там были дачные сады, свалка, которая дымила. Дважды или трижды выставлялось постановление о ее закрытии. Но все это продавливалось. Дальше были дорогостоящие мелиоративные земли совхоза «Родина», который был экспериментальным, нашей псковской ВДНХ. Все, развиваться городу некуда. А площадка хорошая, со скальным основанием. Поэтому вместо парковой зоны, намеченной по генеральному плану, построили микрорайон на Рокоссовского. И благодаря тому, что председатель облисполкома Виталий Николаевич Пушкарев был председателем комиссии Верховного Совета России по строительству, он пролоббировал этот проект у председателя Госстроя.

КАК ЕКАТЕРИНА II ПЫТАЛАСЬ ИЗМЕНИТЬ ГЕНПЛАН ПСКОВА
Рассказывает Б.Д. Пославский:
- Идея реконструкции исторических городов возникала еще при Екатерине II. В конце XVIII века в комиссии по архитектуре при императрице было решено реконструировать города. Мы, мол, лапотники, а вот на Западе все правильно, все квадратно, все улицы по кварталам. Архитекторы, которые были выписаны из немецкой земли, штамповали генеральные планы губернских городов. И было приказано ломать все, что не вписывается в эти квадраты. Есть записи, что в какой-то период землемеры ходили по Пскову и ломали все участки, и плач стоял по всему Пскову.
Структуру наших улиц сломать было трудно. Если посмотрите на историческую часть до окольного города, то это все-таки треугольник. Очень часто наши кварталы не были квадратными, а имели форму треугольника. И часто в замыкании, на каждом изломе улицы стояла церквушка или какое-то общественное заведение. Довольно интересная была стру¬тура. Екатерина II постаралась ее изменить на квадратную.
При составлении современных генеральных планов мы четко сохраняем планировочную структуру улиц. Где возможно, пытаемся восстановить более ранние планировочные направления, чтобы лучше передать древний исторический облик города. Сейчас восстанавливаем небольшой переулок около улицы Красных партизан, примерно от гостиницы «Колос» в сторону улицы Спегальского мимо прокуратуры, телерадиокомитета.

ТРИ ГЕНПЛАНА ГОРОДА ПСКОВА
Первый генеральный план города Пскова, утвержденный в 1946 году, был направлен на реконструкцию города. Был в его составе один интересный момент. Рассказывает Б.Д. Пославский:
- Решением о создании областного Отдела по делам архитектуры 28 ноября 1944 года был назначен инспектор по охране памятников Юрий Павлович Спегальский. Он до этого занимался очень много Псковом, у него было много трудов. У Спегальского была разработана в составе генплана, над которым он работал вместе с Барановым, идея создания города-музея. Конечно, это была идеалистическая картинка. Если бы этот план был воплощен, даже при каких-то гигантских средствах, которых мы и сегодня не имеем, Псков был бы городом-парком, где в парковой зоне стояли бы церквушки. А люди жили бы за пределами окольного города. Но в жизни так не получилось.
Шло время, город развивался, и нужно было спланировать это развитие,

Рассказывает С.Ю. Битный:
- Через 25-30 лет возникла необходимость формирования нового генерального плана. Встал вопрос о развитии города Пскова, поскольку территорий уже стало не хватать для дальнейшего развития. Кроме того, после войны было сделано достаточно строительных недочетов в плане размещения площадок под промпредприятия, которые образовались в историческом центре города. Неудачно расположены радиозавод, мясокомбинат, ЖБИ. Институтом «Ленгипрогор» было начато проектирование нового генерального плана, который был утвержден в 1973 году, Главным архитектором генплана была Галина Петровна Боренко, ныне здравствующая, член-корреспондент Академии архитектуры.
В настоящее время мы работаем уже над третьим генеральным планом. Концепция утверждена в 2000 году городской Думой. Авторы - институты «Псковгражданпроект» и «РосНИПИУрбанистики» (бывший «Ленгипрогор»). Руководители проекта - Валентин Викторович Мухортов и Татьяна Вильгельмовна Адорова. Это ученица Боренко. Для завершения работы над генпланом понадобится еще пару лет.
- Первый план был направлен на восстановление, второй - на развитие, а третий?
- На более рациональное использование существующих территорий, поиск новых площадок для развития города Пскова. У нас хватит площадок до 2020 года в сегодняшних границах с учетом Запсковья. В соответствии с концепцией, мы предлагаем частично прирезать территорию земель совхоза «Родина» до шоссе и несколько упорядочить территорию, связанную с застройкой в северном направлении по Гдовскому шоссе. Там мы частично предполагаем перенос границ города. Провести реконструкцию микрорайона «Овсище» частично со сносом существующего частного сектора. Намечено жилищное строительство в Любятово.
Предполагается вынос промышленных предприятий. Но трудно сказать, как это будет в действительности, потому что вынос мясокомбината предусматривался еще во втором генеральном плане. Остаются площадки «Севкабеля» и «Тиконда», радиозавода, а площадки мясокомбината нет. Остается северо-восточный промузел (где размещены ТЭСО, завод зубчатых колес и т.д. - В.П.). Он будет развиваться с дополнительными площадками, которые также определены.

ПСКОВ ЕСТЬ ПСКОВ
Существует ли сегодня у архитекторов фирменный «псковский» стиль, созвучный тому, который использовали наши предки? Ответить непросто. При проектировании зданий в исторической части города архитекторы, безусловно, ориентируются на стиль находящихся по соседству домов, чтобы он «вписался». Насколько удачно это получается - другой вопрос. И все же. Как сказал Станислав Юльевич Битный, «архитектор творит в соответствии с духом времени и духом места. А к какому стилю это отнести, это дело искусствоведа. А Псков есть Псков».

Виктория Павлова
Tags: Боренко Г.П., Ленгипрогор, Спегальский Ю.П., генплан, главный архитектор Пскова
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments