old_pskov_today (old_pskov_today) wrote,
old_pskov_today
old_pskov_today

Закон ПО о государственной охране и использовании памятников истории и культуры Псковской области

10 мая 1999 года                                        37-оз

ПСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

ЗАКОН

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ
НЕДВИЖИМЫХ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ
ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Принят
областным Собранием депутатов
29 апреля 1999 года

(в ред. Закона Псковской области
от 03.06.2004 N 353-оз)

Глава I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона

Настоящий Закон в соответствии с федеральным законодательством осуществляет правовое регулирование отношений, связанных с сохранением недвижимых памятников истории и культуры, устанавливает правила охраны и использования памятников истории и культуры как части историко-культурного наследия Российской Федерации и Псковской области в целях сохранения историко-культурной самобытности области и историко-культурной среды жизнедеятельности для современников и будущих поколений.

Статья 2. Законодательство о государственной охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры области

Настоящий Закон и принятые в его исполнение правовые акты области составляют законодательство области в сфере охраны и использования недвижимых памятников истории и культуры.
Федеральное законодательство и законодательство области в сфере охраны и использования памятников составляют правовую основу сохранения недвижимых памятников истории и культуры области.

Статья 3. Основные понятия

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
Недвижимые памятники истории и культуры Псковской области (именуемые далее памятниками истории и культуры или памятниками) - расположенные на территории области объекты недвижимости, имеющие фиксированную границу и площадь, обладающие общественно значимой историко-культурной ценностью, включенные в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального значения или в Государственный список памятников истории и культуры местного значения и подлежащие государственной охране вне зависимости от субъектов права собственности на них, характера использования и степени сохранности.
Государственная охрана недвижимых памятников истории и культуры (далее - охрана памятников) - система правовых, финансовых, контрольных, организационных и иных мер, включая осуществление специальных мероприятий, направленных на сохранение недвижимых памятников истории и культуры, осуществляемых органами государственной власти области в пределах их компетенции.
(в ред. Закона Псковской области от 03.06.2004 N 353-оз)
Использование недвижимых памятников истории и культуры - эксплуатация памятников как объектов недвижимости юридическими и физическими лицами в хозяйственных, жилищно-бытовых, научных, культурных, просветительских и иных целях.
Пользователи недвижимых памятников истории и культуры - физические и юридические лица, использующие памятники на основании права собственности либо в силу иного предусмотренного законом или договором основания.
Зона охраны памятника истории и культуры - прилегающая к памятнику территория в утвержденных границах, необходимая для обеспечения сохранности памятника и обладающая для этого утвержденным режимом.
Режим зоны охраны - утвержденный порядок содержания и использования территории в границах зоны охраны, предусматривающий запрещение или ограничение градостроительной, хозяйственной и иной деятельности, ухудшающей состояние памятника либо нарушающей его целостность и сохранность.
Вновь выявленные недвижимые памятники истории и культуры (именуемые далее вновь выявленными памятниками) - расположенные на территории области объекты недвижимости, обладающие общественно значимой историко-культурной ценностью, включенные в списки вновь выявленных памятников и подлежащие государственной охране, независимо от субъектов права собственности на них, характера использования и степени сохранности.
Охранный договор - соглашение пользователя памятника с органом государственной охраны памятников, устанавливающее их взаимные обязательства по обеспечению сохранности памятника.
Охранное обязательство - подписываемый пользователем документ, устанавливающий обязанности пользователя по обеспечению сохранности памятника.

Статьи 4, 5 исключены. - Закон Псковской области от 03.06.2004 N 353-оз.

Глава II
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОХРАНА НЕДВИЖИМЫХ
ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ

Статья 4. Полномочия областного Собрания депутатов по обеспечению сохранности памятников

В целях сохранения памятников истории и культуры областное Собрание депутатов:
принимает законы и иные нормативно-правовые акты;
утверждает областные программы, направленные на сохранение памятников истории и культуры;
Абзац исключен. - Закон Псковской области от 03.06.2004 N 353-оз.
утверждает Государственный список недвижимых памятников истории и культуры местного значения;
утверждает границы зон охраны памятников и режим зон охраны в установленном порядке;
(в ред. Закона Псковской области от 03.06.2004 N 353-оз)
принимает решения об исключении объектов из Государственного списка памятников истории и культуры местного значения;
Абзац исключен. - Закон Псковской области от 03.06.2004 N 353-оз.
осуществляет иные полномочия, предусмотренные действующим законодательством.
(в ред. Закона Псковской области от 03.06.2004 N 353-оз)

Статья 5. Полномочия Администрации области по обеспечению сохранности памятников

(в ред. Закона Псковской области от 03.06.2004 N 353-оз)

В целях сохранения памятников истории и культуры Администрация области:
разрабатывает проекты областных целевых программ, направленных на сохранение памятников истории и культуры;
при разработке проекта бюджета области предусматривает расходы на охранные мероприятия, расходы на содержание органа государственной охраны памятников;
принимает в соответствии с федеральным законодательством и законодательством области нормативные правовые акты, регулирующие вопросы государственной охраны и устанавливающие порядок использования памятников, организует контроль за их исполнением;
определяет орган исполнительной власти области, уполномоченный осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны памятников истории и культуры;
осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.

Статья 6. Орган, уполномоченный осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны памятников истории и культуры

(в ред. Закона Псковской области от 03.06.2004 N 353-оз)

1. Государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны памятников истории и культуры, находящихся на территории области, осуществляет в пределах компетенции орган исполнительной власти области, уполномоченный осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны памятников истории и культуры (далее - орган государственной охраны памятников).
2. Орган государственной охраны памятников:
осуществляет в пределах компетенции государственный учет недвижимых памятников истории и культуры области;
планирует, организует и координирует работы по выявлению и исследованию объектов, имеющих общественно значимую историко-культурную ценность;
представляет в уполномоченный орган государственной власти области документы для включения памятника в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
включает объекты, имеющие общественно значимую историко-культурную ценность, в списки выявленных памятников истории и культуры;
участвует в пределах своей компетенции в разработке проектов нормативных правовых актов области, регулирующих вопросы государственной охраны и устанавливающих порядок использования памятников;
согласовывает задания на проведение работ по сохранению недвижимых памятников истории и культуры регионального и местного значения, проектную документацию на проведение работ по сохранению памятников истории и культуры регионального и местного значения;
выдает письменные разрешения на проведение работ по сохранению недвижимых памятников истории и культуры регионального и местного значения;
осуществляет приемку работ по сохранению недвижимых памятников истории и культуры регионального и местного значения;
заключает с собственниками и пользователями недвижимых памятников истории и культуры области охранные договоры и охранные обязательства установленного образца;
принимает в пределах компетенции решения о необходимости производства научно-исследовательских и ремонтно-реставрационных работ на памятниках и в зонах их охраны;
выступает в судебных органах в защиту государственных интересов по охране и использованию памятников;
определяет характер использования территории достопримечательного места, ограничения на пользование данной территорией и требования к хозяйственной деятельности, проектированию и строительству на территории достопримечательного места регионального и местного значения;
выдает письменные предписания о приостановлении заказчиком и исполнителем земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ в случае обнаружения не указанного в заключении историко-культурной экспертизы объекта, обладающего историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, а также работ, проведение которых может ухудшить состояние объекта, нарушить его целостность и сохранность;
выдает письменные разрешения на возобновление приостановленных работ в случае принятия мер по ликвидации опасности разрушения обнаруженного объекта, обладающего историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, или в случае устранения угрозы нарушения целостности и сохранности объекта;
осуществляет контроль за состоянием памятников истории и культуры, включенных в реестр, и выявленных недвижимых памятников, проводит один раз в пять лет обследование состояния и фотофиксацию недвижимых памятников, включенных в реестр;
осуществляет регистрацию открытых листов на ведение раскопок и разведок недвижимых памятников истории и культуры, расположенных на территории области;
выступает по согласованию с органом исполнительной власти области, специально уполномоченным осуществлять управление государственным имуществом, арендодателем находящихся на своем балансе памятников истории и культуры;
выполняет в пределах компетенции функции заказчика научно-исследовательских и ремонтно-реставрационных работ на памятниках и в зонах их охраны;
согласовывает в пределах компетенции решения о предоставлении в пользование и передачу в собственность земельных участков на землях, относящихся к категории земель историко-культурного назначения;
участвует в пределах своей компетенции в разработке градостроительной документации о градостроительном планировании развития территории области, территорий городских и сельских поселений и об их застройке;
участвует в пределах своей компетенции в проведении работ по межеванию земель;
выдает паспорт памятника и осуществляет ведение иной учетной документации на памятники;
разрабатывает и выпускает методические материалы по проблемам обеспечения сохранности памятников;
формирует информационный банк данных по недвижимым памятникам истории и культуры;
осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством по охране и использованию памятников.
3. Орган государственной охраны памятников выдает должностным лицам организаций, а также гражданам обязательные для исполнения предписания, содержащие требования об устранении нарушений порядка использования памятников, а также о соблюдении установленных ограничений деятельности, связанных с обеспечением сохранности памятников.
Предписания органа государственной охраны памятников должны быть составлены в письменной форме и содержать указания на сроки исполнения содержащихся в них требований.

Статья 7. Полномочия органов местного самоуправления по обеспечению сохранности памятников истории и культуры

1. В целях сохранения памятников истории и культуры, находящихся в собственности муниципальных образований, а также контроля за сохранением иных памятников, расположенных в границах территории муниципального образования, органы местного самоуправления:
обеспечивают рациональное и эффективное использование целевых поступлений из федерального и областного бюджетов на цели охраны памятников;
Абзац исключен. - Закон Псковской области от 03.06.2004 N 353-оз)
выдают охранные обязательства пользователям памятников, находящихся в муниципальной собственности;
контролируют соблюдение условий выданных охранных обязательств;
регистрируют открытые листы на производство археологических исследований на территории муниципального образования.
2. Органы местного самоуправления при выдаче задания на разработку градостроительной документации о градостроительном планировании развития территорий городских и сельских поселений и об их застройке включают орган охраны памятников в перечень органов, наличие положительного заключения которых необходимо для утверждения указанной документации.
3. Органы местного самоуправления оказывают содействие органу охраны памятников и государственным музеям-заповедникам по осуществлению ими полномочий по охране памятников, находящихся на территории муниципального образования.

Статья 8. Осуществление государственными музеями-заповедниками полномочий по охране памятников

Находящиеся на территории области государственные музеи-заповедники федерального и областного подчинения осуществляют по согласованию с органом охраны памятников полномочия по охране памятников истории и культуры в пределах утвержденных границ территории музея-заповедника либо границ зон охраны памятников, находящихся в его оперативном управлении.

КонсультантПлюс: примечание.
Постановлением Администрации Псковской области от 21.07.2004 N 295 в области государственного контроля в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны памятников истории и культуры возложены на государственный комитет по культуре Псковской области.

Полномочия государственного музея-заповедника по охране памятников закрепляются в положении (уставе) о музее-заповеднике, утвержденном в установленном порядке.

Статья 9. Участие граждан в обсуждении и принятии решений в сфере охраны памятников

1. Граждане участвуют в обсуждении и принятии решений в сфере охраны памятников истории и культуры через создаваемые ими на основе общности интересов общественные объединения.
2. Зарегистрированные на территории области общественные объединения, а также региональные отделения общероссийских общественных объединений, возникшие на основе общности интересов граждан в сфере сохранения историко-культурного наследия, имеют право:
получать от органа государственной охраны памятников информацию о состоянии недвижимых памятников и планируемых изменениях (предполагаемой реконструкции, реставрации и т.п.) и участвовать в обсуждении указанных планов и проектов;
вносить в установленном порядке в органы государственной власти области предложения о разработке нормативных правовых актов в сфере государственной охраны и использования памятников истории и культуры;
участвовать в обсуждении законопроектов в сфере государственной охраны и использования памятников истории и культуры.

Глава III
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕДВИЖИМЫХ ПАМЯТНИКОВ
ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ

Статья 10. Особенности использования памятников

1. Использование находящихся на территории области недвижимых памятников истории и культуры осуществляется с учетом установленных настоящим Законом ограничений и при обязательном соблюдении законодательства по охране и использованию памятников.
2. В связи с необходимостью обеспечения сохранности памятников истории и культуры настоящим Законом устанавливаются отдельные ограничения деятельности физических и юридических лиц.

Статья 11. Обязанности пользователей

Пользователи памятников истории и культуры обязаны:
соблюдать порядок использования памятников, установленный федеральным законодательством и законодательством области в сфере охраны и использования памятников;
соблюдать установленные настоящим Законом ограничения, связанные с использованием памятников;
заключать охранные договоры, подписывать охранные обязательства при приобретении в собственность, получении в пользование или аренду зданий, помещений в зданиях, являющихся памятниками истории и культуры, а также в иных случаях по требованию органа охраны памятников, музеев-заповедников или органов местного самоуправления в пределах их полномочий по охране памятников;
выполнять условия, установленные охранным договором, охранным обязательством;
проводить необходимые мероприятия по обеспечению сохранности памятника либо финансировать их проведение в размерах, определенных охранным договором, охранным обязательством;
выполнять предписания органа охраны памятников, а также требования государственных музеев-заповедников или органов местного самоуправления, предъявленные ими в пределах их полномочий.

Статья 12. Аренда недвижимых памятников истории и культуры

1. Памятники истории и культуры, а также вновь выявленные памятники могут быть сданы в аренду (субаренду) при условии обязательного заключения арендатором охранного договора либо подписания охранного обязательства.
2. Средства, полученные от арендаторов по договорам аренды (субаренды) памятников, балансодержателем которых является орган охраны памятников, зачисляются на расчетный счет органа охраны памятников и используются исключительно на мероприятия по обеспечению сохранности памятников.

Статья 13. Ограничения, связанные с использованием памятников

В целях обеспечения сохранности памятников истории и культуры запрещается использовать памятники:
под гаражи и стоянки транспортных средств;
для организации производства и хранения взрывчатых, огнеопасных материалов либо материалов, имеющих вредные газообразные и иные выделения;
для организации производства, предполагающего применение станков и иных механических двигателей, оказывающих динамическое и вибрационное воздействие на конструкции памятника;
для организации иной деятельности, создающей угрозу сохранности памятника.

Статья 14. Ограничение сноса или перемещения памятника

Снос или перемещение недвижимого памятника истории и культуры допускаются в исключительных случаях в порядке, предусмотренном федеральным законодательством и настоящим Законом.
В случае принятия решения о сносе или перемещении памятника орган охраны памятников обязан организовать работы по научному исследованию памятника и полной его фиксации путем выполнения обмерных чертежей и фотофиксации. Финансирование указанных работ осуществляется лицом, получившим разрешение на снос или перемещение памятника.

Статья 15. Ограничение движения транспортных средств

Движение транспортных средств по дорогам, прилегающим к памятникам истории и культуры или пролегающим по зонам их охраны, а также по территориям музеев-заповедников, создающее угрозу существованию памятника, может быть ограничено или запрещено в установленном порядке по требованию органа охраны памятников.

Статья 16. Обеспечение сохранности памятников при производстве научно-исследовательских и ремонтно-реставрационных работ

1. Заказчики на производство научно-исследовательских и ремонтно-реставрационных работ на памятниках и в зонах их охраны обязаны:
получить письменное разрешение органа охраны памятников на производство указанных работ;
согласовать с органом охраны памятников научно-проектную документацию на производство указанных работ.
2. Научно-исследовательские и ремонтно-реставрационные работы на памятниках и в зонах их охраны, производимые с нарушением требований, установленных пунктом 1 настоящей статьи, должны быть приостановлены по предписанию органа охраны памятников либо по требованию музеев-заповедников и органов местного самоуправления в пределах их полномочий до получения положительного заключения на производство указанных работ органа охраны памятников.
3. Ответственность за обеспечение сохранности памятников, не имеющих пользователей, несут заказчики на производство научно-исследовательских и ремонтно-реставрационных работ.

Статья 17. Обеспечение сохранности памятников при производстве строительных, мелиоративных, дорожных, сельскохозяйственных и иных работ
1. Заказчики строительных, мелиоративных, дорожных, сельскохозяйственных и иных работ на землях историко-культурного назначения обязаны согласовать производство указанных работ с органом охраны памятников.
2. Строительные, мелиоративные, дорожные, сельскохозяйственные и иные работы, производимые с нарушением требований пункта 1 настоящей статьи, в результате чего возникает угроза сохранности памятника, должны быть приостановлены по предписанию органа охраны памятников.
(в ред. Закона Псковской области от 03.06.2004 N 353-оз)
Возобновление указанных работ допускается только после проведения охранных мероприятий, обеспечивающих сохранность памятника. Финансирование охранных мероприятий осуществляется заказчиком на производство строительных, мелиоративных, дорожных, сельскохозяйственных и иных работ.

Статья 18. Обеспечение сохранности памятников при предоставлении в пользование, передаче в собственность земельных участков на землях историко-культурного назначения

Предоставление в пользование, передача в собственность земельных участков, входящих в состав земель историко-культурного назначения, осуществляется в установленном порядке по согласованию с органом охраны памятников.

Статья 19. Обеспечение сохранности памятников при проведении археологических исследований

1. Организации, проводящие археологические исследования (раскопки, разведки) на территории области, обязаны:
информировать о планах своих научных исследований орган охраны памятников;
регистрировать полученные в установленном порядке открытые листы на проведение археологических исследований в органе охраны памятников, а также в органах местного самоуправления тех муниципальных образований, на территории которых будут осуществляться археологические исследования;
производить по завершении археологических исследований или в случае их приостановления консервацию памятника археологии и рекультивацию земельного участка в границах произведенных работ;
согласовывать с органом охраны памятников дальнейшее изучение и использование предметов материальной культуры, обнаруженных в культурном слое.
2. Производство дорожных, строительных, мелиоративных, сельскохозяйственных и иных работ, в процессе которых может быть разрушен памятник археологии, допускается лишь в исключительных случаях при условии предварительного проведения археологических исследований (раскопок, разведок) в месте предполагаемого производства работ. Указанные археологические исследования, а также работы по консервации памятника археологии и рекультивации земельного участка производятся за счет заказчиков дорожных, строительных, мелиоративных, сельскохозяйственных и иных работ.

Глава IV
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ
ОХРАНЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕДВИЖИМЫХ
ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ

Статья 20. Ответственность за нарушения законодательства об охране и использовании памятников

Лица, допустившие нарушения установленных федеральным законодательством и настоящим Законом правил охраны и использования памятников, могут быть привлечены к уголовной, административной и иной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Статья 21. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Глава Администрации
Псковской области
Е.Э.МИХАЙЛОВ
Псков
10 мая 1999 года
N 37-оз
Tags: археология, законодательство, охрана памятников, охранные зоны
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments