old_pskov_today (old_pskov_today) wrote,
old_pskov_today
old_pskov_today

Categories:

Чудо каменных дел художников. О храме Василия на Горке.

Чудо каменных дел художников. Псков в гравюрах Валентина Васильева.
газета "Новости Пскова" 3 октября 2002

СПОРЯТ  ученые, как назвать того, кто построил это чудо - церковь Василия на горке - гением или великим мастером? Если это действительно XV век, то, конечно, гением. Если век XVI, как предполагал Ю. П. Спегальский, то великим мастером. Впрочем, “построил” - это слово уже петровских времен. Раньше говорили поставил, учинил. На горке, на высоком подцерковье (мысленно приподнимите метра на 2 - 2,5) с изысканными формами, со звонницей, где висел тревожный “сполошный” колокол, под бирюзовой поливной черепицей...



Была здесь улица Враговка, проходила над руслом усохшей реки Зрячки. Первое упоминание - в 1377 году. “Сего же лета Василий на Горки подписася” - был украшен росписью. Но это не та церковь, та утрачена. В 1375 году возвели тут городскую стену, потом на ней башню со звонницей и туда перенесли осадный набатный колокол. На старом месте в 1413 году “в лето 6925 поставлена бысть церковь камена святого Василия на горке”. Может, это именно она - со строгостью и простотой, теплотой и уютом? Конечно, не в первоначальном облике... Нет, сомневаются ученые, вряд ли тогда могли так строить. Скорее, эту возвели чуть позже, но с великим умением. Кладка из плитняка по шнуру, обмазка желтоватого или розоватого цвета с толченым кирпичом, украшения поясками чисто псковские - выступы, впадинки, “бровки”, арочки-кокошники, церковь вся, будто лепная, хранящая теплоту рук.

Ю. П. Спегальский предполагал, что строил ее мастер Еремей, и так его Василий на горке псковичам глянулся, что доверили мастеру возводить сразу и церковь в Довмонтовом городе.


Жаль, что мы знаем мало имен псковских зодчих. Вот Еремей. Еще помянут Федор. И Кирилл, который, возможно, строил третий каменный Троицкий собор, за что город позволил ему возвести в 1374-1376 годах “церковь во свое имя святый Кирил у Смердья Мосту над греблею”. Еще - строитель Приказных палат Сергей Герасимов.



Псков чтил своих каменных дел мастеров, звал их “каменных дел художниками”, гордился ими. Гордился, когда их звали строить в другие города, в Казань, в саму Москву - храм Благовещения и Положения Риз Богоматери в Московском Кремле и не знающий себе подобных собор Василия Блаженного (Покровский собор на Рву) на Красной площади.

...На одном из клейм иконы в Успенском соборе в Кремле - каменщики, берущие и складывающие отесанный камень. Стал ставить церковь Фиораванти, но скоро рухнул собор. Позвали псковичей. Те похвалили отеску камня, поругали раствор “неклеевитый”, но вроде бы переделывать отказались, сами строили Благовещенский собор.

После победы над Казанью Грозный захотел поставить и Покровский в 8 церквей. Но это нарушало пропорции. Мастера добавили девятую церковную главку “не яко повелено было, но яко... разум даровался им в размерении основания”. Слова “не яко повелено” с Грозным нетрудно сопоставить, чудо редко кончается счастливым концом. Чудо собора-памятника, изваяния из яркого убора витых и грановитых куполов, где всё - как в реку ручьи - бежит к вершине, от многообразия к единству, закончилось ослеплением мастеров.

Мастеров или мастера? Сам по себе финал не диво. Если творение получалось необычным, вызывающим зависть сопредельных владык, на востоке зодчему отрубали руки, сбрасывали с вершины храма, чтобы не смог повторить построенное в камне чудо, в России гения по капризу властителя забивали кнутом, упрятывали на Соловки; даже два столетия спустя Бажова в глушь ссылали, Росси от дел отстраняли. Но я о тех, кто строили храм Василия Блаженного. Кто историей интересуется, знает, как по-разному о них пишут. Барма и Постник, Барма и Постник Яковлев, Постник Яковлевич Барма, Постник Яковлев по прозвищу Барма. Неканоническое имя Постник было в ту пору распространенным, Яковлев или Яковлевич можно принять за одно и то же. А вот Барма?

Опираясь на псковские версии, пожалуй, согласишься с последним: скорее всего, один был главный мастер. Прозывали людей в Пскове по роду-племени, по роду занятий, да еще по месту, где человек проживал. Может, происходил Постник от ювелирных дел мастеров? Бармы - символы княжеской власти - драгоценное оплечье здесь делать умели, и была у нас улица Бармиха. Где проходила эта загадочная улица? Наверное, псковские ученые знают.

Л.ВАСЮРИНА
Tags: библиотека, познавательно, церковь Василия на Горке
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments