old_pskov_today (old_pskov_today) wrote,
old_pskov_today
old_pskov_today

Савва Ямщиков: «Скажите мне, кому вы отдали иконы?»

Савва Ямщиков: «Скажите мне, кому вы отдали иконы?»
Савва Ямщиков 01 октября 2008,

В прошлом номере «Псковской губернии» была опубликована статья Елены Ширяевой «Беседы без иконописца», [ 1 ] посвященная судьбе творческого наследия выдающегося псковского иконописца архимандрита Зинона – созданного им иконостаса Серафимовского придела Троицкого кафедрального собора. Публикация вызвала живую реакцию читателей газеты, в том числе находящихся за пределами Пскова. В частности, в редакцию обратился председатель Ассоциации реставраторов России, член президиума Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, Савва Васильевич Ямщиков, пожелавший высказаться на страницах «Псковской губернии» на поднятую газетой тему.
Эта история не сейчас началась, а четыре года назад, когда в Троицком соборе была установлена новая отопительная система, после чего начали отпадать куски левкаса, их вечерами просто сметали в совок. И реставраторы дали мне целый пакет кусков с икон XVIII века. Я же в Троицком соборе начал работать пятьдесят лет назад, все иконы там знаю прекрасно. Реставраторы мне сказали, что даже иконостас письма архимандрита Зинона уже разрушается.


Мы провели расширенное заседание президиума общества охраны памятников истории и культуры в Москве и пригласили А. Васильева, А. Голышева и С. Битного [ 2 ]. В заседании участвовали академик В. Седов и академик В. Янин. Очень представительная была комиссия. И псковские начальники стали кричать, что мешочек с кусками левкаса – фальшивка, и они происходят вовсе не из Троицкого собора.
В. Седов сказал тогда: «Какой смысл Савве Васильевичу привозить фальшивки? Он что, деньги получит? От кого? От реставраторов, которые сами работают за 3 тысячи рублей в месяц? Это подлинные фрагменты».
Самое странное, что нам не дают ответа: что же действительно происходит с иконами Зинона? Если бы все было в порядке в том же Псково-Печерском монастыре, то надо просто пригласить реставраторов, руководство общества охраны памятников и показать, что в Покровском и Корнильевском храмах все нормально. Но они же этого не делают, а говорят, покажем позже.
Какая-то торговля идет вокруг Троицкого иконостаса. Где, когда кому отдали, как передавали? Я, как председатель Ассоциации реставраторов России, знаю всех профессионалов. Скажите мне, кому вы отдали иконы? Где они работают, какая у них квалификация? А, может, вы шабашникам отдали, которым все равно, как и что реставрировать?
Вообще, вся история с Зиноном – это звено в цепи страшных проклятий, которые довели древний Псков до чудовищного состояния.
Назначили его настоятелем Мирожского монастыря. Причем это было лучшее решение судьбы уникальной святыни. Там родился церковно-археологический музей. И выдающийся священник, и работники музея нашли взаимопонимание. Зинон сразу заявил, что в Преображенском соборе будет служить один раз в году, на престольный праздник, а все остальное время будет окормлять прихожан в Стефаньевской надвратной церкви. И ведь там началась интереснейшая жизнь. Мне Володя Сарабьянов говорил: «Савва, они нашли взаимопонимание!». То есть монастырь и музей зажили нормальной жизнью. Причем у Зинона была масса учеников. Он уже по тем временам для них был непререкаемым авторитетом.
Удалив Зинона из монастыря, псковские церковные начальники превратили его в тот печальный пример гибели уникального памятника, который мы сейчас наблюдаем.
Рассуждать о том, какой из Зинона иконописец, какого уровня, это одно и то же, что обсуждать роль Пушкина в русской поэзии. Кому-то больше нравится Лермонтов, кто-то предпочитает Тютчева или Баратынского. Но роль Пушкина-классика не обсуждается. Вот и Зинон – классик в современной иконописи, которая начинает в России зарождаться, и обсуждению этот классик не подлежит.
В западной церкви наметился большой интерес к православию и к православному искусству. Если они наши иконы в свои церкви помещают, то кому как не отцу Зинону с учениками их писать? В Вене же он работает по благословению Патриарха Алексия II и в тесном контакте с Владыкой Илларионом. Я видел росписи русской посольской церкви весной. Поверьте мне, в Вене, богатой уникальными памятниками, появилась еще одна достопримечательность: фрески необычайной мощи и красоты. Это выдающееся событие.
А квасным патриотам я всегда говорю: если вам не нравятся фрязины, то сперва сломайте Успенский и Архангельский соборы в Московском Кремле, которые построили Аристотель Фиорованти и Алевиз Новый. Ведь вся церковная архитектура, иконопись, фрески – это интернациональное явление, основанное на связи Византии, России и Запада.
Не мог среди ровного поля возникнуть псковский и новгородский храм. В XI-XIII веках на берегах Великой и Волхова швартовались корабли со всего мира – это было не окно, а двери в Европу. Русские воевали с непрошеными гостями, но в то же время не боялись общаться и торговать. Псковская архитектура и псковская живопись – это символ всего лучшего, что было в средневековом мире.
Зинон сейчас пребывает на Афоне, в греческом монастыре Симонапетра. Надо гордиться, что греки пригласили в свой монастырь нашего иконописца. Это один из основных афонских монастырей, и Зинон расписывает его главный храм. Вы говорите, что Зинона нужно сначала «поставить на учет». А что, Сурикова, Нестерова, Поленова, Кустодиева, Серова ставили на учет при жизни? Это же смешно! Главное, что мир признал Зинона выдающимся иконописцем.

1 См.: Е. Ширяева. Беседы без иконописца // «ПГ», № 38 (407) от 24-30 сентября 2008 г.
2 На тот момент: А. Т. Васильев – директор генеральной дирекции «Псковреконструкция», А. И. Голышев – председатель комитета по культуре и туризму администрации Псковской области, С. Ю. Битный – главный архитектор города Пскова.

Источник: http://gubernia.pskovregion.org/number_408/06.php
Tags: Ямщиков С.В., иконы, отец Зинон
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments